+7953 723 39 60
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗНАМЕНСКИЙ РАЙОН, с. СУХОТИНКА, ул. СОВЕТСКАЯ, д. 90
e-mail: olgunja68@mail.ru

Из опыта работы

 

        ПРИЁМЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ

                                             

                                                          ПОНЯТИЙНАЯ РАЗМИНКА

 

ЦЕЛЬ: закрепление знаний о понятийном аппарате,  тренировка памяти и внимания

 

                                              ОПИСАНИЕ ПРИЁМА:

На доске пишутся слова и нужно объяснить их смысл, или даны понятия и нужно назвать слова.

 

                                                       ЗАДАНИЯ:

  Обобщающий урок в 7 классе по теме «Членистоногие»

 

 Дайте определения следующим понятиям:

 

                    зелёные железы, симбиоз, трахеи, мальпигиевы сосуды, инстинкт, регенерация.

 

  Урок изучения нового материала в 9 классе по теме: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»     (на этапе закрепления изученного материала)     

 

 Закончите определения:

 

  1. Совокупность культурных растений одного вида. искусственно созданная человеком - . . .
  2. Совокупность домашних животных одного вида. искусственно созданная человеком-. . .
  3. Кратное увеличение диплоидного набора хромосом, вызванное мутацией- ...
  4. Метод в селекции высших растений и микроорганизмов, который позволяет искусственно получать мутации с целью увеличения продуктивности -...
  5. Близкородственное скрещивание сельскохозяйственных животных или принудительное самоопыление у перекрёстноопыляющихся растений -....

 

 

                                РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА С ОШИБКАМИ

 

ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся, научить критически относится к полученным сведениям.

                                               ОПИСАНИЕ ПРИЁМА:

1)      Учитель даёт текст, в котором допущены ошибки или неточности по изучаемой теме.

2)      Ошибки обсуждаются учениками в классе.

3)      Итог подводится учителем.

          ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ С ОШИБКАМИ:

1)      Проблемы в тексте должны быть реальными, а не учебными.

2)      текст должен быть доступен для обнаружения ошибки детьми определенного возраста с целью создания ситуации успеха.

                       ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА С ОШИБКАМИ:

- И зачем я сдала дачу в этом году?- жаловалась соседка соседке.- Не жильцы – кошмар! Я там                    была 15 июля в воскресенье. Печку не топят, в доме сырость, за лето все стены лишайником заросли. Комары летают, кусаются, это всё из-за аквариума дурацкого, из мотыля да трубочника повывелись! Надо додуматься – привести на дачу аквариум! Лучше бы садом занялись. Помните, милочка, какую я вам в прошлом году черёмуху привозила» Так вот, в этот раз на ней ни цветочка! А флоксы? Вы знаете, как я люблю флоксы. Ведь дала им 10 луковиц флоксов- чёрных таких, забыла, как пода называется, ещё сказала: «Сажайте глубже!» И где они? Кошмар! А огород? Шпинат не окучен, редиску, наверное, не поливали, всё сорняками заросло- этими... дурьяном и, как его осотом. Ну, знаете такие маленькие жёлтые цветочки мелкие...

    Не допускает ли хозяйка в своём рассказе каких-либо биологических неточностей? Если допускает, перечислите их.

 

 

                                                        ФРАГМНЕТ  УРОКА

     в 6 классе по теме: «ЦВЕТОК: ОПЫЛЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ»

     Тип урока : повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

     Форма урока: игра «Крестики – нолики»

                                     Конкурс «Встреча в Цветочном городе»

     Цель : проверить знания о цветении и опылении растений, видах опыления и приспособительных   особенностях цветков к опылению у насекомоопыляемых. ветроопыляемых и самоопыляемых растений.

 Все мы знаем жителя Цветочного города, придуманного писателем Н.Носовым,- Незнайку. Помним и его потрясающее умение нарушать установленные правила.

 Однажды Незнайка прослушал лекцию доктора цветочных наук Чашелистникова «Цветы: знаете ли вы, что...?» и возродив в себе поэтический дар, выдал стихотворные строки.

   Найдите и прокомментируйте, допущенные Незнайкой ботанические ошибки.

1) Цветок раффлезии душистой

    Для радости пчелы пушистой

    Зацвёл на солнечной поляне,

    Давайте мы туда заглянем   ( Цветок раффлезии опыляют мухи)

2) Во поле берёза стояла,

     И её пчела  опыляла.   (Берёза опыляется ветром)

3) Колокольчики мои,

     Цветики весною

     Вместе с ландышем цвели

     В поле за рекою.   (Колокольчик цветёт летом)

4) Как на нашей грядке

    Расцвёл горошек сладкий,

    Мушки, пчёлки налетят,

    Будем урожая ждать.  (Горох – самоопыляющееся растение)

5) Знают все: и стар, и мал –

     Вкусен плод картофеля.

     Вырос знатный урожай!

     Правда ведь, не плохо ли?   (Плод картофеля ядовит)

6) Одиночный цветок одуванчика

     Беззаботно дрожит на ветру  (Цветок одуванчика не одинокий, а соцветие)

 

                                                    «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

 

ЦЕЛЬ:  активизация внимания учащихся на уроке, развитие мыслительных способностей, умение 

              видеть и выделять главное.               

                                                                                                  

                                                   ОПИСАНИЕ ПРИЁМА:

4)      Учитель ставит цель (составление вопросов по теме урока).

5)      Учитель обращает внимание на слова-опоры для составления вопросов.

6)      Учитель объясняет новый материал.

7)      Даётся время на обдумывание и составление вопросов.

8)      Обсуждаются вопросы, составленные учащимися.

9)      Подводятся итоги.

                    ТРЕБОВАНИЕ К СОСТАВЛЕНИЮ ВОПРОСОВ УЧАЩИМИСЯ:

1)      Вопрос должен быть конкретным, но не предполагающим однозначного ответа.

2)      Вопросов не должно быть много (не более 5)

3)      Формулировка вопроса должна побуждать к размышлению..

4)      Готовые вопроса в конце параграфа не использовать.

                   СЛОВА – ОПОРЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ВОРОСОВ:

*можно ли утверждать

*убедите

*сравните, сопоставьте

*в чём вы видите

*как думаете, почему

*какие основания для утверждения

*согласны ли вы

*выделите основные признаки

 

                                                 

                                                          «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

 

ЦЕЛЬ: развитие творческого стиля мышления.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ:

 

1)      это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учёбы,

2)      учащиеся тренируют умения чётко и кратко выражать свои мысли,

3)      учащиеся учатся слушать и слышать друг друга,

4)      учителю легко поддержать слабого ученика, обратив внимание на его идею.

5)      наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.

                                ТЕХНОЛОГИЯ

 

Обычно штурм проводится в группах численностью 7-9 человек.

 

                                 ДО ШТУРМА:

Инструктаж. Основное правило – никакой критики!

 

1 этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ.

    Главная цель- наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими»

 

2 этап.  АНАЛИЗ ИДЕЙ.

   Все высказанные идеи группа рассматривает конструктивно, при этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно.

 

3 этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

     Группа отбирает самые интересные решения и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.

 

КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА?

   Задача должна иметь большое число возможных решений .

 

                                                     ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

ЦЕЛЬ:   1) расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний. умений и навыков в практической деятельности;

2)      воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;

3)   развитие внимания, памяти. речи, умения находить оптимальное решение. развитие мотивации учебной деятельности;

 

                                                            СНЕЖНЫЙ КОМ

 

   Определяется рассматриваемый вопрос, Игра проводится по рядам по цепочке. начинает первый ученик с сообщения известных ему фактов понятий и т. д. Второй ученик продолжает. не повторяя того, что уже сказано. тот, кто ошибается. ничего не знает, выходит их игры. Игра завершается обобщением, которое делает учитель или консультанты.

 

                                                              ПЕРЕВОДЧИК

 

   Эта игра хороша при работе с терминами. трудность усвоения различных дефиниций определяется сложностью научного языка. Зачастую школьники просто зазубривают определения, не понимая их смысла. В процессе игры предлагается перевести данную фразу с научного языка на доступный.

                                                КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ И ПОМНИТ

                                                    (биологическое домино)

 

   Игра направлена на систематизацию и обобщение знаний, на повышение прочности их усвоения.

Важным условием её проведения является отбор вопросов, которые должны ориентировать школьников на закрепление основных понятий, терминов, определений.

    Каждый участник игры получает по две карточки разного цвета, на одной из которых сформулирован вопрос, а на другой начало ответа. Звучит первый вопрос. Задача ученика, имеющего карточку с ответом на него, дать точный и правильный ответ. Только после этого он может зачитать свой вопрос.

    Возможен и второй вариант игры, когда на карточке «Вопрос» даётся определение, а на карточке «Ответ» - термин.

 

                                                       КАРТОЧКИ – ЗАДАНИЯ

ЦЕЛЬ:- развитие умения соотносить полученные знания с вновь приобретёнными;

            - использовать знания в новой ситуации для обобщения и доказательств.

 

   В зависимости от целей обучения карточки можно использовать и на уроке и во внеклассной работе, как целиком, так и по частям. Они применяются на различных этапах обучения:

1) по ходу объяснения нового материала (заполнение таблиц, составление схем и т. п.);

2) при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;

3) при опросе фронтальном и индивидуальном;

4) для закрепления и обобщения знаний.

 

Степень сложности дидактических карточек различна. Поэтому их можно использовать для индивидуальной работы с отстающими, или сильными учениками. 

 

                                                          БИОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

 

  Биологический тренажёр предназначен для повышения уровня знаний по биологии. Он составлен из вопросов, на которые необходимо не только знание конкретного материала, но и умения размышлять на биологические темы.

     Тренажёр представляет собой своеобразную биологическую игру. Задача учащихся состоит в том, чтобы добраться до конца, сделав при этом как можно меньше ошибок.

     С тренажёром лучше всего работать по группам, тогда работа проходит в виде соревнования.

 

ВОПРОСЫ.

 

  1. Днём в пустынях очень жарко, и потому если растения открывают устьеца (для поглощения необходимого для фотосинтеза СО2), то могут потерять очень много воды и завянуть.
  2. Как зимуют наши водные животные и растения?
  3. Какими способами  различные животные обрабатывают свою пищу перед тем, как проглотить её?
Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: